Конспект ручного труда в старшей группе оригами
Становление разносторонней, глубокой, мыслящей и творческой личности — стратегическая цель образования, достижение которой начинается с дошкольного периода детства. Раскрытию творческого потенциала и стимулированию естественной любознательности и познавательной активности способствует художественная деятельность ребёнка. Конструирование из бумаги в старшей группе поможет изучить форму и структуру предмета, познакомит с основными геометрическими фигурами, даст первые уроки моделирования, сформирует начальные представления о правилах комбинаторики, разовьёт навыки ручного труда, а также внимание и наблюдательность.
Конструирование — в буквальном переводе с латинского языка означает изобретение и создание модели на основе пропорциональной и целостной системы взаимоотношений между отдельными элементами, деталями или предметами. Конструирование способствует развитию творческих и аналитических способностей ребёнка, совершенствованию мелкой моторики и сенсорики, формированию трудовой культуры, становлению предметного и пространственного мышления.
Содержание
Особенности, технические приёмы и разновидности бумажного конструирования
Бумажное конструирование имеет непосредственное отношение к художественно-эстетическому творчеству, поскольку дети создают конкретный образ или модель (сказочный герой, объекты окружающего природного или предметного мира), опираясь на собственные жизненные опыт и наблюдения, воображение и фантазию, невольно индивидуализируя и наполняя его личным эмоциональным восприятием и художественным пониманием мира.
Значение конструирования из бумаги:
- Интеллектуальное развитие — знакомство с характеристиками окружающего предметного мира, формирование знаний о форме, величине и пропорциональности объектов. Конструирование в целом развивает абстрактное и логическое мышление, благотворно воздействует на формирование образной и связной речи.
- Нравственное воспитание — занятия способствуют становлению таких качеств характера, как самостоятельность, дисциплинированность, сосредоточенность, целеустремлённость, а также дружелюбие, взаимопонимание и ответственность во время выполнения коллективных заданий.
- Развитие сенсорики — базовым источником информации является чувственное восприятие свойств и качеств предметного мира.
- Художественно-эстетическое развитие — совершенствуется восприятие ритмической гармонии цвета и формы, конструктивной целостности и красоты окружающего мира.
- Трудовое воспитание — развиваются технические навыки ручных умений, формируются трудолюбие и бытовая самостоятельность.
Конструирование в технике оригами прекрасно развивает логическое мышление и мелкую моторику
Этапы конструирования:
- рождение мыслительного замысла конкретного вида игрушки, в основе которого лежит творческий поиск и вариативность решений;
- реализация, которая опирается на практическую пошаговую деятельность.
Принципы обучения конструированию:
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, которые формируют согласованность действий и ответственность за свой участок работы (в рамках реализации общей темы дети выполняют отдельное задание, например, каждый ребёнок мастерит свой домик для макета городской улицы или рыбку для аквариума);
- опора на игровую деятельность (дидактические, ролевые, театральные игровые ситуации);
- интеграция с рисованием, аппликацией, лепкой, что непременно повысит уровень активной вовлечённости и заинтересованности и будет способствовать развитию творческого мышления и речи.
Фотогалерея: коллективные сюжетные макеты








Основными техническими приёмами работы для воспитанников старшей группы являются сгибание и разрезывание.
Виды конструирования из бумаги:
- Оригами — традиция, пришедшая из Японии, техника получения изделия путём многократного сгибания. Оригинальная поделка из бумаги — трогательный подарок с символическим смыслом и проявление сердечного отношения.
- Киригами — техническое сочетание приёмов складывания и вырезания (силуэты декоративных цветов и снежинок, разнообразные фигурки). Обе эти техники требуют концентрации внимания, дисциплинированности, трудолюбия, усидчивости и точного следования определённому порядку действий.
Поделки в технике киригами
- Скульптура из бумаги — изготовление широкого набора разнообразных поделок как по тематике, так и по конструктивному решению путём соединения самостоятельно созданных детьми разных форм.
Основные этапы обучения конструированию в старшей группе детского сада из бумаги
Первый этап (4 занятия).
Содержание — совершенствование и развитие уже знакомых техник оригами и киригами, изучение и освоение техники изготовления объёмной бумажной скульптуры на основе скручивания листа бумаги в цилиндр.
Новые приёмы оригами:
- отгибание боковых сторон прямоугольника к центру;
- отгибание нижних углов треугольника к исходящим из него сторонам и противоположным.
Новыми техниками дети овладевают на протяжении четырёх занятий:
- Игровой показ трансформации квадрата или прямоугольника в новую фигуру на основе конкретного приёма моделирования. Дети создают простейшие изделия, не требующие дополнительной детализации (стул, стол, телевизор и т. д.). Пояснение лучше проводить в стихотворной форме, адаптированной для детского восприятия.
Поделки, выполненные способом отгибания боковых сторон
- Дети самостоятельно конструируют новую фигуру (отгибание углов к соответствующим сторонам) и обсуждают возможности создания новых поделок на её основе (волк, тигр, медведь, цветок), для чего воспитатель предлагает набор дополнительных деталей (ушки, листочки, глазки), которые выступают в роли своеобразной подсказки, помогающей увидеть образ поделки. В дальнейшем задача усложняется, поскольку детали носят более абстрактный характер (кружки, квадраты, полоски) и ребятам необходимо самостоятельно придумать образ поделки и способ её изготовления, проявив творческое воображение и фантазию.
«Собачка» — выполнена способом отгибания боковых углов
Видео: оригами «Собачка»
- Конструирование на основе приёма отгибания углов к противоположным сторонам (чашка, колокольчик, шапка, вазон для цветов и т. д.).
Конструирование на основе отгибания углов к противоположным сторонам
- Создание детьми поделок на основе формы цилиндра, например, элементов для праздничной гирлянды, дерева, бабочки и т. д. Используя одну и ту же базовую форму цилиндра дети изобретают новые изделия.
Видео: поделки на основе цилиндрической формы













Второй этап (4 занятия) – решение проблемных задач.
Занятия выстраиваются в соответствии с логикой усложнения заданий.
- Первое занятие — воспитатель показывает новые поделки (цветок, лодочка, рыбка) и предлагает детям самостоятельно обнаружить технологический путь создания и назвать приёмы, которые можно использовать в процессе конструирования (складывание плоской фигуры, отгибание боковых сторон, углов и т. д.).
- Второе занятие — индивидуальная работа с поиском своего решения задачи. Воспитатель показывает разнообразные варианты конструкций поделок и предлагает проанализировать и обозначить известные детям способы трансформации плоской фигуры (квадрат, прямоугольник) в объёмную (цилиндр) путём закручивания и надрезания. Затем дети выбирают заинтересовавшее их изделие (фигурка циркового животного) и пытаются самостоятельно по образцу воспроизвести создание основной формы, дополнительных деталей, нужную комбинацию частей и способ соединения.
- Третье занятие — дети должны самостоятельно увидеть в образце и воспроизвести комбинацию на основе знакомых приёмов закручивания в цилиндр и отгибания боковых сторон к центру (самолёт, фигурка животного).
- Четвёртое занятие — воспитатель оговаривает только тему, например, «Салон мебели», вместе с детьми обсуждает возможные варианты поделок на основе формы цилиндра и приёма отгибания боковых сторон к центру. Дети работают в подгруппах из четырёх-пяти человек, сами выбирают материал, придумывают способы конструирования, комбинируя известные им приёмы.
Третий этап (не менее трёх занятия).
Дети конструируют оригинальные поделки на основе собственного замысла, опираясь на свой опыт и фантазию, например, фигурку циркового медвежонка, могут дополнить оригинальным костюмом, используя ленточный способ вырезания многочисленных деталей и технику киригами, можно предложить детям скомбинировать гирлянды из разнообразных силуэтов для украшения интерьера детского сада.

Дети самостоятельно создают поделки на основе изученной базовой формы цилиндра
Временной план и конспект занятия
Примерные общеобразовательные программы для дошкольных образовательных организаций ориентируют на 25 минут продолжительность занятия в старшей группе с перерывами на физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 2–3 минуты. Занятия по конструированию рекомендуется проводить один раз в неделю.
Схема проведения занятия:
- Подготовительная организационная часть — игровая ситуация, беседа мотивирующего и развивающего характера, которая сопровождается демонстрацией наглядного материала, чтением стихов и загадок, прослушиванием фрагмента музыкального или литературного произведения (примерно 5 минут).
- Практическая часть — воспитатель формулирует суть задания, показывает и объясняет детям что и как они должны сделать (3–5 минут).
- Самостоятельная работа детей над созданием поделки (примерная продолжительность 15–20 минут).
- Заключительная — показ и анализ детских работ (3–5 минут).
Фотогалерея: презентация для организационной части занятия по конструированию на тему «Лесные деревья»
















Игровой сценарий для занятия по конструированию в технике оригами на тему «Сказка-детектив Теремок» (автор О. Барболина)
В процессе планирования, организации и проведения занятий по конструированию со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:
Конспект занятия по конструированию на тему «Мебель» (автор Ефимова Е. Е.)
Видео: конструирование в старшей группе (машинка из спичечных коробков)
Фотогалерея: презентация для занятия по оригами на тему «Снеговик»












Картотека тем для кружка оригами
Видео: оригами «Дед Мороз»
Фотогалерея: детские работы в технике оригами












Фотогалерея: схемы для оригами
























Видео: Урок оригами (собачка)
Схемы и идеи конструирования
«Весёлые животные» — фигурки в технике оригами
Инструкция:
- Отогнуть боковые стороны прямоугольника внутрь, склеить концы, чтобы получилась полоска.
Отогнуть боковые стороны внутрь, склеить края
- Согнуть полоску в форме буквы «М».
Согнуть полоску в форме буквы «М»
- Подготовить детали для оформления фигурок животных (ушки, глазки, носик, язычок).
Вырезать детали
- Готовые фигурки для пальчикового театра.
Готовые фигурки
«Весёлая мордочка» — кармашек для карандашей и ручек
Инструкция:
- Обвести силуэт мордочки медвежонка по шаблону на листе картона.
Обвести силуэт мордочки медвежонка по шаблону
- Вырезать детали для поделки.
Вырезать детали для поделки
- Нанести полоску клея по краю силуэта и склеить две детали так, чтобы получился кармашек. Сделать отверстия с помощью дырокола.
Вырезать силуэт мордочки по шаблону
-
Приклеить глазки, носик, мордочку и ушки. Втянуть ленточку.
Приклеить глазки, мордочку, носик. втянуть ленточку
- Вот такой полезный кармашек для канцелярских мелочей получился.
Готовые поделки
«Разноцветные бусы» — украшение из старых журналов
Инструкция:
- Вырезать полоски и вытянутые треугольники из страниц старых журналов.
Вырезать полоски из журналов
- Намотать вырезанные заготовки на стержень (спицу) и зафиксировать кончик с помощью клея.
Намотать заготовку на стержень и закрепить кончик
- Заготовить несколько бумажных бусинок, затем нанизать на нитку или леску.
Нанизать бусинки на нитку
«Яркая сумочка» — поделка из картонной коробки
Инструкция:
- Закрасить коробку.
Закрасить коробку
- Вырезать и приклеить ручки.
Вырезать и приклеить ручки
- Полоски цветной бумаги сложить гармошкой, затем сделать круглые объёмные цветочки.
Сделать объёмные цветочки
- Используя ленточную технику вырезания, подготовить несколько одинаковых силуэтов для фигурки бабочки, затем склеить так, чтобы получилась объёмная фигурка. Украсить сумочку цветами и бабочкам.
Украсить сумочку декоративными деталями
«Букет цветов» — композиция в технике оригами
Инструкция:
- Сложить квадрат по диагонали.
Сложить квадрат по диагонали
- Развернуть, загнуть левый угол к центральной линии сгиба.
Левый угол отвернуть к центральной линии сгиба
- Аналогично загнуть правый угол. («Воздушный змей»)
Аналогично загнуть правый угол
- Нижний угол загнуть вверх. Заправить внутрь.
Отогнуть нижний угол вверх
- Левый угол вновь загнуть к середине. Правый угол загнуть аналогичным образом.
Отогнуть углы к центру
- Расправить и выпрямить правый угол.
Расправить и выпрямить правый угол
- Таким же образом вытянуть и расправить левый угол.
Аналогично выпрямить левый угол
- С обеих сторон поднять уголки вверх.
Отогнуть уголки вверх
- Сложить три заготовки.
Сложить три цветочка
- Склеить три формы, приклеить стебель.
Готовые работы
«Туфелька для мамы» — объёмная фигурка по шаблону
Инструкция:
- Воспитатель наносит на лист цветной бумаги контуры туфельки по шаблону. Вырезать по контуру симметричный силуэт.
Вырезать силуэт заготовки по шаблону
- Аккуратно и точно согнуть по пунктирным линиям.
Аккуратно согнуть по пунктирным линиям
- Нанести клей на контуры для скрепления.
Нанести клей по контурам
- Склеить туфельку.
Склеить
- Украсить декоративными цветочками.
Украсить цветочками
- Яркие подарки готовы.
Готовые поделки
«Объёмная открытка» — поделка в технике киригами
Инструкция:
- Сложить пополам лист картона вместе с листом цветной бумаги.
Сложить пополам лист картона и цветной бумаги
- На сложенном пополам листе цветной бумаги сделать надрезы.
Сделать поперечные надрезы
- Выдвинуть надрезы вперёд в виде лесенки. Приклеить цветные полоски для оформления праздничных коробочек.
Выдвинуть надрезы вперёд
- Ещё один вариант открытки можно изготовить, украсив её силуэтами шариков.
Вариант с шариками
«Весёлые фрукты» — поделки в технике киригами
Инструкция:
- Сложив прямоугольник пополам, вырезать заготовку для фигурки яблока.
Сложить лист пополам и обвести шаблон, вырезать заготовку
- Подготовить пять одинаковых силуэтов. Вырезать детали (глазки, веточку и листик).
Вырезать заготовки
- Склеить заготовки.
Склеить заготовки
- Приклеить глазки, веточку и листик.
Готовые поделки
«Разноцветные зверюшки» — объёмные фигурки из картонных трубочек
Материал: картонные трубки от бумажных полотенец или туалетной бумаги, гуашь, кисточки.
Инструкция:
- Вмять края картонной трубки таким образом, чтобы образовались боковые уголки.
Вмять края
- Зарисовать верхнюю часть заготовки оранжевой краской (голова) для оформления фигурки лисы.
Зарисовать краской верхнюю часть (голову)
- Белой краской зарисовать брюшко, а оставшуюся часть заготовки оранжевым цветом (туловище).
Зарисовать брюшко и туловище
- Нарисовать мордочку.
Нарисовать мордочку
- Раскрасить заготовку для фигурки совы.
Закрасить заготовку для фигурки совы
- Нарисовать мордочку и оперение.
Нарисовать мордочку и оперение
- Аналогичным образом зарисовать заготовку для медведя.
Зарисовать заготовку для медведя
- Вот такие яркие лесные жители получились в итоге.
Готовые фигурки лесных жителей
«Гоночные машинки» — поделки из картонных трубочек от туалетной бумаги
Инструкция:
- Закрасить картонные цилиндры красками разных цветов.
Закрасить картонные трубочки
- Вырезать из картона круги для колёс.
Вырезать круги для колёс
- Нарисовать контур шин.
Нарисовать контур шин
- Сделать надрез для кабины, вырезать и приклеить руль.
- Присоединить колёса болтиками так, чтобы они могли свободно вращаться.
Готовая машинка
«Пожарная машина» — поделка из коробки
Инструкция:
- Обернуть красной бумагой коробку.
Обернуть красной бумагой коробку
- Вырезать детали колёс, окон, лестницы и приклеить.
Вырезать детали для колёс, окна, полоски для лестницы
- Приклеить мигалки из гофрированного картона.
Оформить мигалки из гофрированной бумаги
- Вот так просто можно изготовить красивую поделку.
Готовая поделка
«Легковые машины» — поделки в технике киригами с элементами салфеточной аппликации
Инструкция:
- Вырезать из картона силуэт машины.
- Скатать из кусочков цветной бумаги шарики и приклеить к силуэту машины.
- Отрезать от пробки колёса, приклеить к машине.
Готовые машинки
«Избушка на курьих ножках в сказочном лесу» — макет, выполненный в комбинированной технике (киригами и объёмная скульптура)
Инструкция:
- Вырезать по шаблону силуэты крон деревьев, из полосок с помощью карандаша скрутить трубочки (стволы) и зафиксировать с помощью клея. Приклеить силуэты крон к стволам.
Изготовить деревья, вырезав силуэты крон и скрутив трубочки для стволов
- Подготовить множество трубочек для складывания сруба.
Подготовить детали (трубочки) для сруба
- Сложить сруб, подготовить основу для крыши.
Сложить сруб, подготовить основу для крыши
- Сделать пушистые пучки из ниток (солома) для оформления крыши.
Сделать пушистые пучки из ниток (солома)
- Рядами приклеить кисточки ниток.
Приклеить пушистые кисточки к основе крыши
- Полоску картона сложить пополам, вставить карандаш для сохранения треугольной формы и обмотать нитками.
Обмотать полоску картона нитками
- Обрезать заготовку для конька под размер крыши.
Обрезать заготовку под размер крыши
- Приклеить конёк на вершину крыши.
Закончить оформление крыши
- Из спичек сделать окошко.
Сделать окошки
- Сделать дверь и приклеить.
Приклеить дверь из спичек
- Сделать трубочки для ножек.
Приклеить трубочки для ножек
- Приклеить все фигуры макета к картонной основе.
Приклеить все фигуры к основе
- Тонкими конусами оформить лапки.
Оформить лапки
- Из веточек склеить лесенку.
Из веточек собрать лесенку
- К трубе приклеить силуэт дыма, из пластилина вылепить пенёчки и грибочки.
К трубе приклеить силуэт дыма
«Флаг России» — поделка в технике оригами
Инструкция:
- Стандартный лист белой бумаги разрезать пополам по горизонтали.
Лист бумаги разрезать пополам вдоль
- Лист бумаги синего цвета разрезать пополам по вертикали.
Лист синей бумаги разрезать пополам по вертикали
- Лист красного цвета сложить пополам, развернуть, правую половину разрезать пополам по горизонтали.
Лист красной бумаги сложить пополам, правую половину разрезать ещё раз пополам по горизонтали
- Белую деталь сложить пополам в длину.
Белую деталь сложить пополам
- Сложить ещё раз пополам, наметив линию сгиба.
Ещё раз сложить пополам, намечая линию сгиба
- Сложить пополам деталь синего цвета, наметив линию сгиба.
Сложить пополам синюю заготовку
- Повторить операцию, сложив ещё раз пополам.
Повторить операцию
- И ещё раз пополам.
Ещё раз пополам
- Развернуть.
Развернуть
- Отрезать два звена из восьми.
Отрезать два звена от восьми
- Положить синюю деталь на белую, совмещая края.
- Отогнуть уголки заготовок белого и синего цветов. Перевернуть.
Сложить две детали вместе и отогнуть уголок
- Загнуть нижний край синей детали вверх.
Нижний край загнуть вверх
- Сложить пополам деталь красного цвета.
Сложить красную заготовку пополам
- Положить на синюю заготовку, совмещая края. Отвернуть синюю заготовку на красную.
Положить красную деталь на синюю. отвернуть синюю деталь на красную
- Отогнуть уголки внутрь.
Отогнуть уголки
- Загнуть синюю деталь вверх.
Загнуть синюю деталь вверх
- Синюю деталь заправить внутрь.
Заправить синюю деталь внутрь
- Отогнуть левый уголок синей детали.
Отогнуть уголок синей детали
- Перевернуть и повторить операцию.
Перевернуть и повторить операцию
- Свернуть белую деталь пополам.
Согнуть белую деталь пополам
- Наметить линии сгиба.
Наметить линии сгиба
- Сложить по линиям сгиба.
Сложить по линии сгиба
- Раскрыть стороны белой детали.
Раскрыть боковые стороны
- Выровнять белую заготовку.
Расправить белую заготовку
- Подвернуть боковую сторону белой заготовки.
Подвернуть боковую сторону
- Перевернуть и повторить. Отогнуть уголок внутрь.
Перевернуть и повторить
- Вот такой флаг без клея и ножниц получится в итоге.
Готовые поделки
«Цирковой цилиндр» — весёлая поделка из бумаги для вечеринок
Инструкция:
- Вырезать детали из цветной бумаги, сделать надрезы по большим сторонам прямоугольника.
Вырезать детали
- Склеить форму цилиндра.
Склеить форму цилиндра
- Приклеить оставшиеся детали цилиндра, вырезать яркие разноцветные кружочки.
Склеить детали, вырезать кружочки
- Приклеить горошинки, вырезать силуэт пера, сделать надрезы по краям.
Приклеить кружочки, вырезать перо
- Приклеить пёрышко.
Приклеить пёрышко
- Вот такая оригинальная поделка получилась.
Готовая поделка
«Салют над Кремлём» — поделка из спичечных коробков
Инструкция:
- В нижнем ряду листа синего картона приклеить пять спичечных коробков.
Приклеить нижний ряд спичечных коробков
- Отрезать ленту синей бумаги по ширине спичечного коробка и обклеить ряд спичечных коробков.
Обклеить коробки лентой цветной бумаги
- Приклеить второй ряд из трёх коробков, третий — из двух и третий, соответственно, из одного.
Приклеить следующие ряды в форме пирамидки
- Из многослойного картона вырезать три одинаковых треугольника и склеить детали вместе.
Вырезать треугольники из многослойного картона и склеить
- Вырезать из цветной бумаги треугольник и ленту и обклеить картонную заготовку для башни.
Обклеить заготовку для башни
- Из бумаги красного цвета вырезать ленту по размеру спичечного коробка и обклеить.
Обклеить верхний коробок
- Аналогично обклеить ряд из двух коробков и приклеить большой квадрат и два маленьких боковых для оформления фасада.
Обклеить фасад
- Подготовить полоски шириной в один сантиметр для оформления боковых сторон, полосу аналогичной ширины, которую сложить гармошкой вчетверо и вырезать силуэт треугольника
Вырезать полоски и оформить боковые стороны
- Приклеить подготовленные детали.
Приклеить детали
- Приклеить башню.
Приклеить башню
- Вырезать детали для окон, круг для часов и силуэт звёзды для оформления фасада конструкции.
Приклеить звезду, часы, детали окон
- Цветными восковыми мелками дорисовать праздничный салют.
Цветными мелками изобразить салют
«Кораблик на волнах» — объёмная поделка в технике киригами
Инструкция:
- Вырезать из синего картона по шаблону две одинаковые детали силуэта волн для подставки.
Вырезать две детали для подставки
- Из белой бумаги вырезать в симметричной технике два корпуса корабля.
Вырезать две детали корпуса коробля
- Вырезать полоски из цветной бумаги для флажков.
Вырезать флажки
- Склеить все заготовки.
Склеить все заготовки
Старший дошкольник первые уроки моделирования, сформирует начальные представления в процессе художественной деятельности опирается на жизненный опыт, собственные впечатления и чувственное восприятие окружающего мира, поскольку всё это помогает сформировать замысел. Но дошкольнику в силу возрастных психологических особенностей тяжело преодолевать хаотичность и стихийность действий, научиться обдумывать и планировать содержание своей работы. Весь опыт и профессиональная мудрость воспитателя должны быть направлены на то, чтобы помочь воспитанникам овладеть ключевыми навыками мыслительной культуры. Прекрасным инструментом для эффективного решения столь важной задачи может стать конструирование из бумаги.
Источник: http://paidagogos.com/?p=17037
Поделись с друзьями

Рекомендуем посмотреть ещё:
Cached Снуд связанный спицами косами








